И в продолжение темы вот нашла на просторах интернета небольшую статью о местности, где мы недавно были. Написал ее замечательный рассказчик, влюбленный в свой край, в свою землю, с которым нам посчастливилось познакомиться в эту поездку. Недолгих привалов было недостаточно, чтобы услышать даже малую часть его знаний. Надеюсь, мы еще не один раз пообщаемся с ним.
Чомай, наши уши открыты для твоих повествований!
Газета Черекского района «Трудовая слава» от 9 августа 2008г.
ВЕРХНЯЯ БАЛКАРИЯ. Экскурс в историю.
Величественные скалы окружают нас, внизу клокочет Черек, а узенькая лента дороги вьется на юг. В 12 км отсюда, в самом конце Черекского ущелья приютилось селение Верхняя Балкария. В Кабардино-Балкарии это самый отдаленный уголок, который находится с границей с Грузией и является исторически интересным населенным пунктом в республике. У каждого аула, у каждого села, у каждого города есть своя красота, своя судьба, своя история. Своя история есть и у этого красивого села. Сегодня каждый, кому доводилось побывать в Верхней Балкарии, восхищается большими современными домами, выросшими на месте саклей. Нынешнее село Верхняя Балкария основано в конце 50-х годов ХХ века, после возвращения балкарцев из Средней Азии. Сегодня Верхнюю Балкарию составляют 4 аула: Малкъар, Мухол, Шауурдат, Чегет. Протяженность села составляет 6,5 км, имеется 980 дворов, количество жителей 4055 человек. Имеются 4 школы, 3 магазина и кафе, дом культуры, дом быта, отделение сберкассы, отделение связи, радиоузел и действует мечеть, архитектура которой занимает первое место в республике. Именно здесь родился в 1854 году кавказский Паганини – Султан-бек Абаев – скрипач. Еще в детстве проявился его талант. Ему посчастливилось учиться в Петербурге у профессора Генриха Венявского. После смерти Венявского Абаев был непревзойденным исполнителем «Венецианского карнавала» Паганини. Но ему не удалось закончить консерваторию, нечем было платить за учение и Абаев уезжает на Кавказ. По сведениям, опубликованным в 1884 г. землемером М.З.Кипиана, Балкарское общество состояло из 18 аулов с населением 5008 человек: Фардык, Чегет, Шканты, Туура, Хаббла, Зылгы, Мухол, Сауту, Шауурдат, Кюннюм, Косбарты, Глашлары, Курнаят, Мукуш, Зарашкы и т.д. Каждый аул имел своего таубия, например, Занхотовы и Айдаболовы господствовали в Коспарты, Мысакаевы и Абаевы – Кюннюме, Шахановы – Мухоле, Биевы – Зылгы, Амирхановы – Шканты и т.д. Самым крупным из всех этих аулов был поселок Кюннюм, что в переводе с балкарского означает «солнечный», находящийся на левом берегу реки Черек-Балкарский. К 1884 г. в поселке числилось только 684 человека. Кюннюм являлся аулом, в котором, в отличие от иных принадлежавших одной княжеской династии, проживало несколько княжеских фамилий – Абаевы, Мисаковы, Бийкановы, и др. Это обстоятельство, по мнению этнографа К.М.Текеева, «выводило это селение в разряд суперпристижных». В ауле Шканты стоит башня Амирхановых. Говорят, они были жестоки в обращении со слугами. Они убили своего слугу за то, что тот отказался выдать свою единственную дочь за полоумного Архота. Они выследили его в лесу, где он заготавливал дрова и убив, оставили его там. Услышав про это, дочь бросилась в воду… Место, где был найден и захоронен убитый, назвали «Ашамиш оба». Дальше находится» потонувший» город. На карте это место отмечается как Мертвый город. На этом месте во время нашествия Тамерлана в 14 веке была битва, и сохранились могильники того времени. Туда прятались больные чумой люди в надежде не заразить остальных. Тут больные чумой и холерой ожидали своей смерти. Чуть выше есть поляна, где проводились соревнования. Место это так и называется «Зиришки», от слова Зариш-Чарищ. Выше расположен Уштулу, который долгое время служил туристической базой. Уштулу назвали так потому, что там жил охотник, который был женат три раза, в надежде родить сына и дочь. Но детей у него не было. Жили все жены вместе и за всю жизнь ни разу не поругались. Даже после смерти мужа жены не захотели покинуть это место. За это и дали этому месту название «три жены» (вдовы) – «Юч тул къатын». Население, которое заселяет территорию Верхней Балкарии, называет себя «таулула». До проникновения ислама они были язычниками и поклонялись различным предметам: «Раубазы терек» (дерево), «камень», «молния». Жители Шауурдата поклонялись дереву «Раубазы». Даже после проникновения ислама, когда рубили дерево, некоторые из них перехватывали кто по ветке, кто по щепке и прятали у себя дома. Даже в наши дни рассказывают, как после смерти одной женщины родственники нашли в ее сундуке ветку от дерева. В селе хорошо сохранились склепы-могильники кешене, которые были построены примерно в 10-14 веках. Если кто-то умирал, часто это была незамужняя девушка, то ее хоронили в склепе отдельно от общего кладбища. Склепы строили люди из благоустроенных семей. Например, склеп в ауле Мухол был построен женихом девушки, которая умерла в день свадьбы от укуса паука. Склеп в Коспарты построил некий Атабиев Базза сестре своей жены Занхотовой. Склеп в Шканты построили семь братьев своей единственной сестре, которая умерла до замужества. По преданию, в склеп нельзя было входить, уносить что-либо, иначе беда постигнет семью. Сторожевая башня Амирхановых служит ориентиром для туристов, направляющихся в ущелье Рцывашки – это одно из многих чудес Кавказа. В конце ущелья ледник красавицы Гульче – горы, напоминающей распустившийся цветок. «Гюль» в переводе с балкарского «цветок». Такое название вершина получила, потому что ее западные склоны покрыты красивыми альпийскими лугами с обилием цветов. Черекское ущелье заканчивается долиной Штулу, которую туристы называют Штулинская поляна. В давние времена отважный воин Метиан, рассорившись с предводителем, покинул аул. Забрав с собой семью, жену, мать и овдовевшую сестру, он поселился на одной из полян в верховьях Черека. Далеко по окрестным ущельям шла молва о Метиане, как об удачливом охотнике. И вот однажды, в его сакле под видом заблудившегося путника появляется ночной гость, затеявший недоброе. Но, не ведая его черных помыслов, Метиан принимает гостя, как принято на Кавказе. Через некоторое время они идут на охоту. Во время подъема по турьей тропе гость стреляет Метиану в спину из лука и убивает его. После долгого поиска женщины находят Метиана на дне глубокого ущелья мертвым. Жена, вытащив стрелу из спины мужа, клянется отомстить. Переодевшись мужчиной, она долго разыскивает убийцу мужа и находит его. Со словами «получи свою смерть от стрелы, которой ты убил моего мужа», она натягивает тетиву и пронзает ему грудь, а сама на быстром коне уносится прочь. С тех пор эту поляну и стали называть Уч-Тулу (Штулинская) – три вдовы.
Ч.Геляев с.В.Балкария
_________________ Счастье нельзя купить, но есть места, где его можно встретить...
|